НЕЙРОСЕТЬ
Почему нужно запретить искусственный интеллект

Почему нужно запретить искусственный интеллект

Почему нужно срочно запретить эксперименты с искусственным интеллектом и нейросетями?

Почему машинист должен срочно нажать красную кнопку. Меморандум, разъясняющий ситуацию для пассажиров поезда.

Медийный скандал вокруг открытого письма, призывающего на время приостановить эксперименты со все более мощными ИИ-системами напоминает кухонную склоку алармистов и технооптимистов. 

В ход у обеих сторон, в основном, идет аргументация ad hominem. Вместо обсуждения по существу, следуют: персональные наезды на наиболее медийно раскрученных представителей противной стороны; обвинения их, якобы, корыстных интересов; а также лозунги о неостановимости прогресса (с одной стороны) и о неотвратимости скорого вымирания всего человечества (с другой).

Такой характер аргументации в дискуссии и нарастающая экзальтация сторон вполне понятны. Ибо фактических аргументов у обеих сторон нет.
Известно лишь следующее:
1) Скорость прогресса ИИ технологий резко скакнула всего за пару месяцев в результате «ChatGPT революции».
2) В ИИ-системах на основе больших языковых моделей исследователи фиксируют появление непредусмотренных и даже непредвиденных разработчиками способностей, объяснить которые пока никто не может.
3) Размер «навеса» из таких способностей нам пока неизвестен, и скорее всего, они будут постепенно проявляться в ближайшие месяцы.
4) Чисто теоретически можно предположить, что среди этих способностей могут оказаться такие «умения», допустить утечку которых с попаданием в руки злоумышленников было бы абсолютно безответственно.

Первые 3 пункта – установленные факты. Пункт 4 оценочный. Экспертная оценка вероятности наихудшего развития событий (вплоть до гибели земной цивилизации) в случае материализации этого пункта составляет среди специалистов примерно 17%.

Наиболее близкой метафорой сложившейся ситуации может быть скоростной поезд из сценария фильма о катастрофе.
А) Скорость поезда вдруг резко скакнула вверх и продолжает увеличиваться.
Б) У специалистов нет единого мнения ни о причинах этого скачка скорости, ни о том, насколько быстро будет увеличиваться скорость в дальнейшем (ибо рост скорости происходит не в результате целенаправленных действий машиниста, а как бы сам по себе).
В) Никаких надежных данных о том, как поведут себя конструктивные узлы поезда на непредусмотренных при проектировании скоростях, нет.

В описанной ситуации единственно разумным шагом видится нажатие машинистом красной кнопки немедленного торможения.

Цель этого двояка:
• Предотвратить возрастание рисков катастрофы при неуправляемом увеличении скорости.
• Получение времени на исследование причин произошедшего и анализ вариантов возобновления движения при нахождении надежных мер безопасности.

Кто-то сочтет такое решение алармистским?
Если таковые найдутся, я готов встретиться с ними в открытой дискуссии, дабы прояснить для себя и общественности их позицию, которая сейчас видится мне, по меньшей мере, странной и необоснованной.

А пока констатирую, что именно эти две цели названы в открытом письме о необходимости приостановки обучения больших моделей на 6 мес.
Цели вполне оправданные, ответственные и (простите за пафос, но здесь он, имхо, уместен) благородные по отношению ко всем пассажирам поезда – всей земной цивилизации.